Топ-10 марок вилочных погрузчиков в 2023 г. в России

Топ-10 марок вилочных погрузчиков в 2023 г. в России

2023-й стал годом доминирования китайских вилочных погрузчиков, которым принадлежит 90% российского рынка. С окончанием противоэпидемических мероприятий 2020 года рынок рос высокими темпами, а в 2022 г. началось замещение уходящих западных брендов китайскими, которое полностью совершилось в 2023 г. — доля в импорте Японии, Южной Кореи, Турции, Германии и других недружественных стран составила менее 2%. При этом объём импорта увеличился на 51%.

Китайские вилочные погрузчики нарастающим потоком идут в Россию и сегодня рейтинг вилочных погрузчиков представляет собой рейтинг китайских вилочных погрузчиков. При этом, первая пятёрка рейтинга погрузчиков обеспечила 53% всего импорта, в остальные 47% внесли вклад 203 марки. Топ вилочных погрузчиков уже традиционно занимают марки Hangcha, Heli и JAC.

1 место
Возглавила рейтинг марка Hangcha, которая в 2023 г. увеличила поставки на 54% и, заняв долю 18%, поднялась со 2-го места на 1-е. Основанная в 1956 г. марка Hangcha входит в мировой рейтинг подъёмно-транспортного оборудования, где по итогам 2023 г. заняла 10-е место. Треть продукции отправляют на экспорт в 180 стран.

2 место
Марка Heli третий раз подряд вошла в тройку лидеров российского рынка. В 2023 г., увеличив поставки на 64%, Heli опередила рынок и, заняв долю 12%, поднялась с 3-го места на 2-е. В России марка известна с 2013 г.

Anhui HELI Co., Ltd. — крупнейший производитель подъёмно-транспортного и складского оборудования в КНР, который выпускает порядка 2 тысяч моделей для внутреннего рынка и для 150 стран мира. В 2023 г. марка Heli заняла 8-ю позицию в мировом рейтинге.

3 место
Замыкает тройку лидеров марка JAC с долей 9%, которая продала в 2023 г., практически, столько же погрузчиков, что и в 2022 г., и, отстав от рынка, переместилась с 1-го на 3-е место.
JAC — крупная корпорация, которая поставляет на внутренний и внешние рынки легковую, грузовую, пассажирскую и подъёмно-транспортную технику. Гамму погрузчиков с 2003 г. выпускает специализированное подразделение JAC Forklift, которое единственное в Китае располагает собственным дизельным двигателем. 

4 место
Амбициозный новичок — российская марка TRF (Truckresurs Forklift) — показал впечатляющие результаты, заняв 4-е место с долей 7%. Марка принадлежит компании «Тракресурс», длительное время бывшей официальным дистрибьютором японских и южнокорейских брендов. Компания быстро сориентировалась и переключилась на китайские вилочные погрузчики, которые поставляют под собственной маркой с сентября 2022 г., причём настолько успешно, что потеснили нашего следующего участника.

5 место
С долей 7% китайская компания EP Equipment заняла 5-е место в рейтинге. Компания в 2007 г. производит подъёмно-транспортное и складское оборудование, а в 2009 г. вышла на российский рынок. 90% компонентов изготавливают внутри компании, особое внимание уделяют литиевым батареям для техники с электроприводом. 

6 место
Первые вилочные погрузчики российской марки Aurora поставили в июне 2022 г. и за полтора года она сумела подняться на 6-ю позицию. Группа компаний «Аврора» заказывает технику под своей маркой у крупных китайских производителей по спецификациям, которые учитывают условия эксплуатации в России.

7 место
Растут продажи вилочных погрузчиков китайской марки Lonking, которая вошла в первую десятку в 2021 г., хотя её технику поставляют в Россию достаточно давно. Созданная в 1993 г. корпорация Lonking Holdings Limited — один из крупнейших производителей строительной и подъёмно-транспортной техники в Китае.

8 место
Новое имя в рейтинге — китайская марка TEU — принадлежит компании Anhui Tiyiyou Forklift Co., Ltd., основанной в 2007 г. Производственная мощность предприятия достигает 10 тысяч единиц техники в год, из которых 30-40% отгружают на экспорт, в том числе на требовательные европейские и североамериканские рынки.

9 место
Вилочные погрузчики марки TFN поставляет компания Hangzhou Forklift Truck Co., Ltd. Несмотря на рост популярности марка TFN переместилась на более низкую позицию. В комплектации используют японские двигатели и другие компоненты мировых поставщиков, обслуживать которые в России становится всё сложнее. 

10 место
Но 10-е место поднялась марка CHL, которую Anhui HELI Co., Ltd. создала в 2014 г.  для конкуренции на внешних рынках в топовых сегментах подъёмно-транспортного оборудования. Построенный на базе лучших решений Heli модельный ряд CHL отличается конкурентной ценой, в которую не заложили наценку за бренд.

Мировой рейтинг вилочных погрузчиков

Мировой рынок меняется постепенно в силу размеров и стабильного положения основных игроков и перемены более связаны со слияниями и поглощениями, нежели с экспансией какого-либо амбициозного новичка. Первое место в рейтинге погрузчиков в течение многих лет занимает Toyota и нет предпосылок к её свержению с пьедестала. Так, в 2023 г. её доля составила 30%, тогда как у ближайшего конкурента KION Group вдвое меньше — 13,22%. За ней следует немецкая Jungheinrich Group, японская Mitsubishi Logisnext, американские Hyster-Yale и Crown Equipment, французская Manitou.
Нижняя часть рейтинга ближе к нашей теме. На 8-й позиции — марка Heli с долей 3,96%, за ней следует европейский Kalmar с долей 3,49% и вплотную у ней марка Hangcha с долей 3,47%.

Тенденции развития

Сегодня китайские вилочные погрузчики наступают на всех рынках во многом благодаря более короткому, чем у именитых брендов, производственному циклу и быстрым срокам поставки. Это преимущество достигнуто за счёт полной локализации производства компонентов на территории КНР.

Специфика китайского рынка не только в его размерах — более миллиона вилочных погрузчиков, но в стремлении к полной электрификации. Такова промышленная политика властей, которую диктуют климатические и атмосферные особенности страны. Выпуск электропогрузчиков растёт опережающими темпами и сегодня превышает 65% от общего тиража. В перспективе погрузчики с ДВС останутся на домашнем рынке для особых условий эксплуатации, а также для экспорта.

На ввоз электропогрузчиков в РФ влияют цены в сравнении с ценами на погрузчики с ДВС. На цены в свою очередь влияют валютный курс и утилизационный сбор. При психологически значительной разнице, возникавшей после снижения курса рубля, введения в 2016 г. утилизационного сбора на погрузчики с ДВС, рос интерес к электрическим машинам и их доля увеличивалась до 40%. При стабилизации курса, а также после введения сбора на электропогрузчики в 2018 г. их доля снижалась до менее, чем 30%. В 2023 г. электропогрузчики составили треть импорта, при этом объём ввоза достиг рекордных значений. Что касается погрузчиков с ДВС, то климат обширных российских территорий всегда будут оставлять для них место.

***

Доминирующее положение китайских вилочных погрузчиков будет стремиться к тотальному, пока КНР остаётся нашим ситуативным союзником. В этих условиях для российского пользователя лучшие вилочные погрузчики — китайские, даже когда их продают под российской маркой.

Обширный список представленных на российском рынке китайских марок со временем будет сокращаться в ходе конкуренции, политических и финансовых потрясений, а также в силу того, что китайский бизнес чувствителен санкциям как к прямым, так и вторичным. Особенно чувствительны компании, которые владеют активами за пределами КНР, а это — все крупные.


Возврат к списку